В юмористических журналах 80-х годов XIX в. сотрудничали главным образом
второстепенные литераторы, люди, сочетавшие писательскую деятельность с основной службой (например, секретарь
редакции «Осколков» В. В. Билибин служил по почтовому ведомству), или молодые
люди, только начинающие свой путь в литературу. За редким исключением, авторы,
сотрудничавшие в таких журналах, печатались под псевдонимами. Нередко у одного
постоянного автора было несколько выдуманных авторских имен. Так, помимо самого
известного псевдонима А. П. Чехова – Чехонте, известно еще более 50 его
псевдонимов: Брат моего брата, Рувер, Дяденька, Врач без пациентов, Человек без
селезенки и т. д.
На страницах «Сверчка» встречаются Шаривари, Кикс, Таракан, Шило, Юша,
Конек. За этими забавными прозвищами скрывались авторы, чьи настоящие имена
сегодня либо совершенно забыты, либо известны только узким
специалистам-литературоведам. Так, благодаря «Словарю псевдонимов русских
писателей» (Масанов И. Ф. Словарь
псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей в 4 т. – М., 1956-1960.)
мы можем узнать, что Кикс – это Николай Петрович Кичеев журналист,
автор фельетонов, редактировавший в свое время юмористический журнал
«Будильник».
Шаривари
– Александр Васильевич Круглов ,
писатель гораздо более известный и даже весьма популярный в конце XIX в.
Конек
и Юша – псевдонимы, принадлежавшие Евгению Федоровичу Кони – брату известного юриста, судебного
оратора и общественного деятеля Анатолия
Федоровича Кони.
А вот Таракан – Федор Иванович Гладков, и Шило – Николай Сергеевич
Куколевский, оставили так мало следов в литературной жизни своего времени, что
о них не удалось найти никаких дополнительных сведений.
Практически
в каждом номере журнала «Сверчок» публиковались большие рассказы, фельетоны,
подписанные псевдонимами Розовый дьявол, (он же – Р. Д.), Сверчок и Цыганский барон. Все они являлись
литературной маской издателя журнала Михаила Антоновича Вернера.
Вполне
возможно, Вернер писал тексты для своего журнала в таких больших объемах
вынужденно, из-за недостатка материала, подготовленного другими авторами.
Но, несмотря на заметную плодовитость
и литературный профессионализм,
Михаил Вернер так и не стал хоть сколько-нибудь значительным писателем. Он
известен специалистам по истории русской журналистики и литературоведам, прежде
всего, как издатель и как человек, лично знакомый с Антоном Павловичем Чеховым.
Продолжение следует.
Комментариев нет:
Отправить комментарий