С малой прессы начинал свою литературную деятельность и В. А. Гиляровский (1853 -1935). В журнале «Сверчок» встречаются рассказы, подписанные псевдонимами Гиляй, Ги-ляй, в которых легко угадывается настоящая фамилия автора.
Гиляем
или дядей Гиляем Владимира Алексеевича
иногда называли и в повседневной жизни
люди, хорошо его знавшие. Так Чехов в письме Н. А. Лейкину (издатель
юмористического журнала «Осколки», в котором также печатались рассказы
Гиляровского) сообщал: «Завтра еду лечить Гиляя. На пожаре человечина ожегся.
Кругом ранился и сломал ногу…» (Письмо Н. А. Лейкину от 6 апреля 1886 г.) В это время Гиляровский работал
репортером в московских газетах, писал заметки о происшествиях и, в связи с
этим, часто бывал на месте самых разных событий, в
том числе – на пожарах.
Кроме основных псевдонимов Гиляровский
использовал такое вымышленное имя, как Рядовой.
Очевидно, в нем звучала отсылка к военному прошлому Владимира Алексеевича, а
также ироничная оценка собственного литературного опыта.
Также как Лазарев
и Ежов, Гиляровский в 80-е годы
поддерживал дружеские отношения с
Чеховым. Они познакомились, вероятно, в
1883 году. Их знакомство и переписка продолжались до конца жизни Чехова, но известны
только шесть писем Чехова Гиляровскому. Оценка Чеховым личности и литературных
способностей Гиляровского в целом отличалась доброжелательностью. При этом Чехов видел и слабости, и недостатки своего коллеги по литературному цеху.
«Радуюсь
за Гиляровского. Это человечина хороший и не без таланта, но литературно
необразованный. Ужасно падок до общих мест, жалких слов и трескучих описаний,
веруя, что без этих орнаментов не обойдется дело. Он чует красоту в чужих
произведениях, знает, что первая и главная прелесть рассказа — это простота и
искренность, но быть искренним и простым в своих рассказах он не может: не
хватает мужества» (А. Н. Плещееву, 5 и 6 июля 1888 года).
Или: «По-прежнему он влетает ко мне почти каждый
вечер и одолевает меня своими сомнениями, борьбой, вулканами, рваными ноздрями,
атаманами, вольной волюшкой и прочей чепухой, которую да простит ему бог» (Письмо
Н.М. Линтваревой, 25 октября 1891 года).
Пройдет много лет, и Гиляровский
скажет свое неповторимое, оригинальное слово в русской литературе,
прославившись воспоминаниями о старой
Москве и о людях, с которыми судьба сводила
его на протяжении всей долгой, насыщенной событиями жизни.
Но в конце 80-годов 19 века
Гиляровский был известен, главным образом, как автор мастерских репортажей и множества
небольших рассказов, печатавшихся в различных юмористических изданиях Москвы и
Петербурга. Журнал «Сверчок» занимал в их ряду не последнее место.
Обложка журнала "Сверчок" - № 16, 1889.
На всем протяжении существования
журнала с 1886 по 1891 гг. издателям «Сверчка» удавалось объединять творческие
силы авторов самых разных уровней и направлений. Интересно, что в журнале
практически одновременно сотрудничали Антон Чехов, его братья, а также писатели, входившие в ближайшее литературное окружение Чехова 80-нач. - 90-х
годов. Материалы, печатавшиеся в «Сверчке», дополняют
наше представление о творчестве многих литераторов того времени. Речь идет как о незначительных
и почти не известных сегодня писателях, так и о начальном периоде литературной деятельности такого
выдающегося мастера слова, как А. П. Чехов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий