Книга рассказывает об истории крупнейшего промышленного предприятия Рыбинска - НПО "Сатурн" с момента основания до наших дней. В книге приводятся уникальные документы и фотографии, рассказывается о замечательных людях, в разное время работавших на заводе, освещаются ключевые события, повлиявшие на развитие предприятия.
Сатурн. Столетие. 1916 – 2016. – Рыбинск: НПО «Сатурн», 2016.
История НПО "Сатурн" в Рыбинске началась в 1916 г. со строительства в нашем городе автомобильного завода "Русский Рено".
Строительство завода в Рыбинске началось в мае 1916 года под руководством французских специалистов, они же до 1918 года занимали основные руководящие посты на заводе. Выбор Рыбинска был обусловлен удобным географическим положением, наличием водного и железнодорожного сообщений, а также квалифицированной рабочей силы: в начале войны в Рыбинск был эвакуирован ряд крупных заводов из Прибалтики... К середине лета 1916 года были закончены земляные работы по прокладке канализационных магистралей и фундаментов первого заводского здания размером 60 х 130 метров.
Завод строился "на участке размером приблизительно 35 десятин (38,15 га) , расположенном на границе Рыбинска по Мологскому шоссе" на западной окраине города и на расстоянии примерно одного километра на юг от реки Волги. С юго-восточной стороны территория строившегося завода примыкала к жилым строениям города. Северная сторона тянулась вдоль Мологского шоссе, с северо-запада граничила на небольшом участке с селом Ивановом. С остальных сторон территорию окружали поле и пустырь.
К концу 1916 года территорию завода огородили забором, построили деревянные проходные и центральные въездные ворота. В новом двухэтажном бревенчатом здании разместилась администрация. К середине 1917 года было возведено уже около половины зданий, в том числе кузница и литейный цех, силовая и нефтенасосная станции. На строительстве работали 1304 человека, из них 918 женщин.
В исторических документах завода хранятся и подробные списки оборудования, закупленного за границей, преимущественно в США, документы для его транспортировки, а также рабочая документация к будущей продукции (в частности, схемы рабочей части грузового автомобиля, и даже танка - "автомобиля-блокгауза системы Рено".
При принятии положительного решения о производстве французы обещали начать сборку танков в 1918 году, но проект не был реализован.
Ни один из построенных в России в годы Первой мировой войны автомобильных заводов (в том числе, рыбинский) так и не приступил к выпуску продукции. И в течение всего этого периода потребность русской армии в автомобилях удовлетворялась путем иностранных поставок, главным образом американских.
В силу ряда причин рыбинскому заводу не суждено было стать автомобильным предприятием. 5 мая 1924 года было подписано правительственное постановление о передаче завода ГАЗ-3 (так в то время назывался рыбинский завод) в систему предприятий авиационной промышленности для освоения серийного производства совершенно новой для России продукции - авиационных двигателей. С их производством будет связана вся дальнейшая история предприятия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий