вторник, 21 февраля 2017 г.

ЖИВЫЕ КНИГИ. В. Гюго. "Отверженные"


26 февраля исполняется 215 лет со дня рождения выдающегося французского писателя Виктора Гюго (1802-1885). В 2017 году отмечается также 155 лет со времени первой публикации (1862 г.) его романа "Отверженные" (фр. "Les Misérables"), признанного одним из самых великих романов XIX века.

                                             
Среди "отверженных" героев романа - Жан Вальжан, осужденный на двадцать лет каторги за то, что украл хлеб для своей голодающей семьи, маленькая Козетта, превратившаяся в очаровательную девушку, жизнерадостный уличный сорванец Гаврош. Противостояние криминального мира Парижа и полиции, споры политических партий и бои на баррикадах, монастырские законы и церковная система - блистательная картина французского общества первой трети XIX века отражена на страницах этого многогранного эпического произведения.

                            Козетта.  Иллюстрация к роману В. Гюго "Отверженные"

С точки зрения Гюго есть две справедливости: одна, которая определяется юридическими законами, и другая - высшая справедливость, высшая гуманность, основывающаяся на принципах христианского учения. Носителем первой в романе является полицейский инспектор Жавер, носителем второй - епископ Мириэль. Истинность этих принципов проверяется на судьбе главного героя - Жана Вальжана, и в конце концов юридический закон в лице Жавера отступает перед законом милосердия, преподанным Жану Вальжану епископом Мириэлем.

Описанию личности Мириэля, епископа г. Диня, Гюго посвятил первые главы романа.


                             Мириэль. Иллюстрация к роману В. Гюго "Отверженные"

Глава 4
Слово не расходится с делом

...В хижинах и в горах он был как у себя дома. О самых возвышенных вещах он умел говорить самыми обычными, понятными народу словами и, владея всеми наречиями, проникал во все души.

Впрочем, он держался одинаково и с простолюдинами, и со знатью.

Он никого не осуждал поспешно, не вникнув в обстоятельства дела. Он говорил: "Проследим путь, по которому прошел грех".

"Бывший грешник", как он с улыбкой называл себя сам, он не впадал в крайности ригоризма и вполне открыто, не хмуря бровей, подобно свирепым святошам, проповедовал учение, которое можно было бы вкратце изложить приблизительно так:

"Человек облечен в плоть, которая является для него одновременно и тяжким бременем и искушением. Он влачит ее и покоряется ей.

Он должен строго следить за ней, обуздывать, подавлять ее и подчиняться ей только в крайнем случае. В этом подчинении также может скрываться грех, но, совершенный таким образом, грех простителен...

Быть святым - исключение; быть справедливым - правило. Заблуждайтесь, падайте, грешите, но будьте справедливы.

Как можно меньше грешить - вот закон человека. Совсем не грешить - это мечта ангела. Все земное подвластно греху. Грех обладает силой притяжения".

... Он говорил также: "Учите невежественных людей всему, чему только можете; общество виновато в том, что не дает бесплатного обучения; оно ответственно за темноту, которую насаждает. Когда душа исполнена мрака, в ней зреет грех.  Виновен не тот, кто грешит, а тот, кто создает мрак".

Как видите, у него была странная и своеобразная манера судить о различных вещах. Я подозреваю, что он заимствовал ее из Евангелия.

Сегодня перечитываем роман Виктора Гюго "Отверженные"



                              

Комментариев нет:

Отправить комментарий