В этой рубрике мы будем воспроизводить публикации, сделанные на страницах местных (ярославских и рыбинских) журналов. И откроем ее фрагментами статьи Светланы Пановой о творчестве рыбинского художника Петра Владимировича Потурая "Щедрый дар" - "Рыбная слобода". - 2018. - № 1 (15).
"Рыбная слобода". - 2018. - № 1 (15). - С.49 .
В городском музее-заповеднике открыта выставка работ Петра Владимировича Потурая. Мастера, учителя, художника, человека, щедрому дару которого сотни его учеников обязаны не только умением видеть цвет и форму, но и самим творческим отношением к миру. Главное в этом отношении - неторопливое и внимательное отношение к каждому моменту жизни. Как будто в каждом мгновении Петр Владимирович творческим чувством распознавал глубокий смысл, и останавливался, чтобы разглядеть его до конца.
...Тот, кому посчастливилось работать с Петром Владимировичем и прикоснуться к его особой манере общения, с которой он, как будто вглядывался в каждого из нас - счастливые люди. Потому что это отеческое внимание, в лучах которого рождаются самые лучшие озарения, - самое лучшее, что может подарить учитель своему ученику.
"Рыбная слобода". - 2018. - № 1 (15). - С.48 .
Знания и оттенки ремесла, конечно, важны. На деле передаются именно они. Но если нет этого отеческого учительского взгляда, нет этого терпеливого и бескорыстного наставничества - все может быть напрасно.
П. В. Потурай. "Городской пейзаж". К., м. 2002 год. "Рыбная слобода". - 2018. - № 1 (15). - С.50 .
Может быть, именно потому, что у Петра Владимировича такое видение было врожденным, он и тяготел к чеканке - тому виду художественного ремесла, при котором каждый штрих дается ощутимым физическим усилием и, кажется, оставляет время для раздумий. А еще потому, что в чеканке как в жизни - исправить то, что уже сделано, невозможно...
П. В. Потурай. "Икар". Чеканка. 1972 год. -"Рыбная слобода". - 2018. - № 1 (15). - С.49 .
...Среди первых посетителей выставки была и Татьяна Ивановна Мануилова, с 1969 года по сегодняшний день работающая в Детской художественной школе Рыбинска, которой и П. В. Потурай отдал более полувека жизни. На вопрос "что вы чувствуете сегодня", Татьяна Ивановна ответила: "Чувствую Петра Владимировича! Потому что помню буквально каждую работу - где и при каких обстоятельствах она была написана... Некоторые из этих работ - простые этюды, пейзажи - мы писали вместе, и когда я на них смотрю, я вспоминаю то давнее ощущение счастья. Те пленэры с коллегами я вспоминаю, как самые счастливые моменты моей жизни.
П. В. Потурай. "УКазанского храма на Стрелке". К. м. 2002 год. - "Рыбная слобода". - 2018. - № 1 (15). - С.51.
Я думаю, что Петр Владимирович изначально был сотворен Богом как художник. Я не помню ни одной его работы, которая была бы сделана без усердия, без любви к делу, которую он потом бы разорвал и выбросил... Каждая деталь, каждая линия у него настолько глубоко осознана, настолько продумана, что ему, очевидно, оставалось только закреплять это на бумаге или на холсте... Ведь художники обычно долго ищут композицию, создают эскизы, поворачивают их и так, и сяк. У него этого не было, а получалась сразу готовая работа - без сучка, без задоринки.
Петр Владимирович был немногословным... И, наверное, никто не знает, как он умел переживать те или иные события. Но смею предположить, что многие свои переживания он передавал бумаге. Петр Владимирович принадлежал к той породе людей, рядом с которыми происходило всегда что-то хорошее".
ИСТОЧНИК:
Панова С. Щедрый дар. - Рыбная слобода. - 2018. - № 1(15). - С. 48 - 51.
Комментариев нет:
Отправить комментарий