воскресенье, 17 апреля 2016 г.

По страницам журнала "Сверчок". Авторы.




В юмористических журналах 80-х годов XIX в. сотрудничали главным образом второстепенные литераторы, люди, сочетавшие писательскую деятельность  с основной службой (например, секретарь редакции «Осколков» В. В. Билибин служил по почтовому ведомству), или молодые люди, только начинающие свой путь в литературу. За редким исключением, авторы, сотрудничавшие в таких журналах, печатались под псевдонимами. Нередко у одного постоянного автора было несколько выдуманных авторских имен. Так, помимо самого известного псевдонима А. П. Чехова – Чехонте, известно еще более 50 его псевдонимов: Брат моего брата, Рувер, Дяденька, Врач без пациентов, Человек без селезенки и т. д.




На страницах «Сверчка» встречаются Шаривари, Кикс, Таракан, Шило, Юша, Конек. За этими забавными прозвищами скрывались авторы, чьи настоящие имена сегодня либо совершенно забыты, либо известны только узким специалистам-литературоведам. Так, благодаря «Словарю псевдонимов русских писателей» (Масанов И. Ф.  Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей в 4 т. – М., 1956-1960.) мы можем узнать, что Кикс – это Николай Петрович Кичеев журналист, автор фельетонов, редактировавший в свое время юмористический журнал «Будильник».



Шаривари – Александр Васильевич Круглов , писатель гораздо более известный и даже весьма популярный в конце XIX в. 

                                                                        А. В. Круглов.




Конек и Юша – псевдонимы, принадлежавшие Евгению Федоровичу Кони    – брату известного юриста, судебного оратора  и общественного деятеля Анатолия Федоровича Кони.

 



А вот Таракан – Федор Иванович Гладков, и Шило – Николай Сергеевич Куколевский, оставили так мало следов в литературной жизни своего времени, что о них не удалось найти никаких дополнительных сведений.  



Практически в каждом номере журнала «Сверчок» публиковались большие рассказы, фельетоны, подписанные псевдонимами Розовый дьявол, (он же – Р. Д.),  Сверчок и Цыганский барон. Все они являлись литературной маской издателя журнала Михаила Антоновича Вернера. 


 
Вполне возможно, Вернер писал тексты для своего журнала в таких больших объемах вынужденно, из-за недостатка материала, подготовленного другими авторами.


Но, несмотря на заметную плодовитость  и  литературный профессионализм, Михаил Вернер так и не стал хоть сколько-нибудь значительным писателем. Он известен специалистам по истории русской журналистики и литературоведам, прежде всего, как издатель и как человек, лично знакомый с Антоном Павловичем Чеховым. 


                                Продолжение следует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий