воскресенье, 22 мая 2016 г.

По страницам журнала "Сверчок". В. А. Гиляровский.

                                                                  В. А. Гиляровский.

С малой прессы начинал свою литературную деятельность и В. А. Гиляровский (1853 -1935). В журнале «Сверчок» встречаются рассказы, подписанные псевдонимами Гиляй, Ги-ляй,  в которых легко угадывается настоящая фамилия автора.


Гиляем или дядей Гиляем Владимира Алексеевича  иногда называли  и в повседневной жизни люди, хорошо его знавшие. Так Чехов в письме Н. А. Лейкину (издатель юмористического журнала «Осколки», в котором также печатались рассказы Гиляровского) сообщал: «Завтра еду лечить Гиляя. На пожаре человечина ожегся. Кругом ранился и сломал ногу…» (Письмо Н. А. Лейкину от 6 апреля 1886 г.) В это время Гиляровский работал репортером в московских газетах, писал заметки о происшествиях и, в связи с этим, часто бывал на месте самых разных событий, в том числе – на пожарах. 

Кроме основных псевдонимов Гиляровский использовал такое вымышленное имя, как Рядовой. Очевидно, в нем звучала отсылка к военному прошлому Владимира Алексеевича, а также ироничная оценка собственного литературного опыта. 

 

Также  как  Лазарев и Ежов, Гиляровский  в 80-е годы поддерживал  дружеские отношения с Чеховым.  Они познакомились, вероятно, в 1883 году. Их знакомство и переписка продолжались до конца жизни Чехова, но известны только шесть писем Чехова Гиляровскому. Оценка Чеховым личности и литературных способностей Гиляровского в целом отличалась доброжелательностью. При этом Чехов видел и слабости, и недостатки своего коллеги по литературному цеху.



 «Радуюсь за Гиляровского. Это человечина хороший и не без таланта, но литературно необразованный. Ужасно падок до общих мест, жалких слов и трескучих описаний, веруя, что без этих орнаментов не обойдется дело. Он чует красоту в чужих произведениях, знает, что первая и главная прелесть рассказа — это простота и искренность, но быть искренним и простым в своих рассказах он не может: не хватает мужества» (А. Н. Плещееву, 5 и 6 июля 1888 года).

Или:  «По-прежнему он влетает ко мне почти каждый вечер и одолевает меня своими сомнениями, борьбой, вулканами, рваными ноздрями, атаманами, вольной волюшкой и прочей чепухой, которую да простит ему бог» (Письмо Н.М. Линтваревой, 25 октября 1891 года).



Пройдет много лет, и Гиляровский скажет свое неповторимое, оригинальное слово в русской литературе, прославившись воспоминаниями о  старой Москве и о людях, с которыми  судьба сводила его на протяжении всей долгой, насыщенной событиями жизни.




Но в конце 80-годов 19 века Гиляровский был известен, главным образом,  как автор мастерских репортажей и множества небольших рассказов, печатавшихся в различных юмористических изданиях Москвы и Петербурга. Журнал «Сверчок» занимал в их ряду не последнее место.

                                                 Обложка журнала "Сверчок" - № 16, 1889.

На всем протяжении существования журнала с 1886 по 1891 гг. издателям «Сверчка» удавалось объединять творческие силы авторов самых разных уровней и направлений. Интересно, что в журнале практически одновременно сотрудничали Антон Чехов, его братья, а также писатели, входившие в ближайшее литературное окружение Чехова 80-нач. - 90-х годов. Материалы, печатавшиеся в «Сверчке»,  дополняют  наше представление  о  творчестве многих литераторов того времени. Речь идет как о незначительных и почти не известных сегодня писателях, так и о начальном периоде литературной деятельности такого выдающегося мастера слова, как А. П. Чехов.
 




Комментариев нет:

Отправить комментарий