понедельник, 6 июня 2016 г.

Оперная кладовая. "ПИКОВАЯ ДАМА"



В XIX – начале XX века основным видом зрелищного искусства оставался театр, в том числе – опера. Разумеется, оперные спектакли, как и сегодня, посещала особого рода публика. Не обязательно принадлежащая к привилегированным классам в  имущественном и социальном смысле этого слова, но непременно – просвещенная, эрудированная и высоко культурная. Однако даже  неплохо образованному человеку, начинающему приобщаться к оперному искусству, либо не слишком часто посещающему оперный театр,  было довольно трудно без подготовки разобраться в перипетиях  происходящего на сцене. Поэтому довольно распространенной разновидностью массовой музыкальной литературы в то время были отдельные издания или сборники оперных либретто. 

Типичный образец такого рода книжной продукции  – либретто оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама». - Издание З. М. Сахнина. Киев. 1907 год. 

                                     Обложка либретто оперы "Пиковая дама" . - Киев, 1907.


Либретто (итал. libretto, буквально — книжечка), словесный текст музыкально-драматического произведения — оперы, оперетты, в прошлом и кантаты, оратории, литературный сценарий балетного спектакля, а также краткое изложение содержания оперы, оперетты, балета. Представляя собой литературно-драматическую основу оперы, либретто обретают своё истинное значение и выявляют свои достоинства лишь в единстве с музыкой, при постановке произведения. Основным источником сюжетов либретто является народная поэзия, легенды, сказки и профессиональная художественная литература.



Сразу несколько известных русских композиторов  19- нач. 20 века использовали в качестве  сюжетной основы для  своих оперных сочинений произведения А. С. Пушкина:  М. И. Глинка «Руслан и Людмила» (1842), А. С. Даргомыжский. «Русалка»  (1856),  М. П. Мусоргский «Борис Годунов» (1874),Н. А. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане» (1900) и  «Золотой Петушок» (1908).


Особое место в этом ряду занимают   оперы П. И. Чайковского. В 1879 г. в Москве состоялась премьера оперы «Евгений Онегин», а почти одиннадцать лет спустя - первое представление «Пиковой дамы» (1890). П. И. Чайковский был автором еще одной, правда,  менее популярной, оперы, в основе которой лежит пушкинский сюжет. Это  «Мазепа» (1884) по поэме А. С. Пушкина «Полтава».

                                                           П. И. Чайковский

Либретто для оперы Пиковая дама создал  младший брат композитора  Модест Ильич Чайковский (1850 — 1916) — русский драматург, оперный либреттист, переводчик, театральный критик.

Несмотря на сходство многих сюжетных моментов в оригинальной повести и опере, поступки действующих лиц в опере имеют совершенно иную психологическую мотивацию. В отличие от повести, Герман пылает к Лизе сильнейшей любовной страстью, однако Лиза представлена в опере не как бедная родственница Графини, а как её богатая наследница. Необходимость обеспечить своё положение толкает его к попытке узнать тайну Графини, чтобы с её помощью выиграть деньги в карты. Однако страсть к игре и стремление узнать роковую тайну оказывают на Германа губительное воздействие и приводят его не только к безумию, но и к гибели. Гибелью закачивается также и судьба Лизы, чей образ был заново переписан Чайковским. В отличие от несчастной воспитанницы из повести Пушкина, Лиза — страстная, сильная натура, которая жертвует своим блестящим положением и помолвкой с князем Елецким во имя любви к Герману, а безумие последнего становится причиной её смерти.


                                  Страница с текстом  арии Германа "Что наша жизнь? Игра!"
 
Действие оперы было перенесено в XVIII век, в эпоху Екатерины II. Это позволило включить в либретто тексты русских поэтов XVIII — начала XIX веков: Г. Р. Державвина, О. А. Козловского, В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова. 7 декабря 1890 года, менее чем через год от начала работы над ней, состоялась премьера «Пиковой дамы».  


«Ни одна опера Петра Ильича на первом представлении не была исполнена так прекрасно», - писал Модест Ильич . Успех у публики определился с самого начала оперы и к концу все возрастал. Вызовам и аплодисментам не было конца. Взволнованный, счастливый, вновь и вновь выходил на авансцену композитор, окруженный артистами. «Пиковая дама» является вершиной оперного творчества Чайковского.

                                                                             
                                   Продолжение следует.

       











Комментариев нет:

Отправить комментарий