четверг, 21 сентября 2017 г.

А. А. Золотарев. CAMPO SANTO МОЕЙ ПАМЯТИ. Фрагменты книги

Из автобиографии А. А. Золотарева:


                            А. А. Золотарев. Фотография А. А. Сигсона. 1890-е гг.

Осенью 1906 года я прибыл в Париж и поступил на естественный факультет Парижского университета (Сорбонны), где имел счастие слушать лекции выдающихся ученых Франции: зоологов - Дележа, Гуссе, Перье; биологов - Ле-Дантека и Жиара, ботаника Бонье; геолога Ога, химика Муассана и других столь же прославленных представителей европейского естествознания.

Лето 1907 года я провел в Швейцарии, где занимался гербаризацией альпийской флоры, а осенью уехал в Италию на о. Капри, где пробыл целых три месяца, познакомился с Алексеем Максимовоичем Горьким, который... принял в сборники "Знание" мою повесть "В старой Лавре", навеянную киевскими впечатлениями (XXIII сборник "Знания", изд. 1908 г., СПб).

На летние каникулы 1908 года я снова поехал на Капри вместе со своим братом Николаем Алексеевичем, политическим эмигрантом, тогда библиотекарем Тургеневской библиотеки, начавшим свою работу по собиранию Rossica (книги о России на европейских языках) и по библиографированию зарубежной революционной печати...

       Н. А. Золотарев в форме офицера французской армии. Париж 1914-1915 гг.

На этот раз мы вместе с братом много путешествовали по Италии, и тогда же под впечатлением поездок по неаполитанскому поморью наметилась моя работа о Джордано Бруно.

...трехлетнее пребывание (1911 - 1914 годы) на Капри, в близком общении с Горьким, было особенно благоприятно для моей литературной и общественно-культурной работы. Вместе с братом Николаем Алексеевичем мы стремились подытожить культурную работу русских библиотек и обществ за границею, собирали материалы для библиографии русских изданий, устраивали Первый Римский съезд русских зарубежных культурно-просветительских организаций... организовывали книжный обмен между нашими зарубежными библиотеками. В это же время я состоял председателем Общества взаимопомощи русским на острове Капри и директором каприйской Русско-итальянской библиотеки (Biblioteca italo-russa di Capri).

Одновременно с этим я продолжал свою работу над Джордано Бруно, собирал материал по его биографии, пользуясь советами и указаниями итальянских ученых...

За последнее пребывание на Капри мною была написана повесть "Во едину от суббот". Она понравилась Горькому, думаю, главным образом потому, что была вся пронизана предчувствием близкого, глубокого и решительного переворота в нашей жизни и в нашей истории. Повесть эта уместно и своевременно замыкала собой последний, сороковой сборник "Знания".

Автобиография члена Литфонда Алексея Алексеевича Золотарева // Золотарев А. А. CAMPO SANTO МОЕЙ ПАМЯТИ. - СПб, 2016. - С. 55-57.




Комментариев нет:

Отправить комментарий