Сегодня отмечается 125 лет со дня рождения поэта и переводчика Анны
Дмитриевны Радловой (1891-1949).
Основное содержание ее поэзии –
это мир личных настроений. С 1918 по
1922 год вышло три поэтических сборника А. Радловой. Затем она увлеклась переводами
и всецело сосредоточилась на театральной работе. Ее муж Сергей Эрнестович
Радлов (1892-1958) в 20-30-е годы был одним из самых известных театральных режиссеров
Ленинграда. Современники
оценивали поэзию Радловой как позитивно (М. Кузмин, В. Чудовский), так и
негативно (Э. Ф. Голлербах, Р. Б. Гусман, М. С. Шагинян). В начале 1920-х годов
некоторые критики, как например круг Михаила Кузмина, отводили Анне Радловой
место первой русской поэтессы.
Судьба
Анны Радловой сложилась трагически. В
1946 году вместе с мужем она была арестована и приговорена к длительному сроку
заключения. О последних годах ее жизни, проведенных в лагере под Рыбинском, мы узнаем из писем С. Э. Радлова к актеру Владимиру Ивановичу Чобуру (1910 -1981)
В. И. Чобур
Находясь в заключении, С. Э. Радлов руководил лагерной театральной
труппой, которая регулярно давала представления как в Волголаге, так и других
лагерях, довольно часто выезжая на гастроли. В письмах Радлова встречаются
постоянные упоминания о таких поездках. Кроме того, Сергей Эрнестович в своих
письмах уделяет большое внимание разбору предстоящих спектаклей, делится своим
видением новых или уже состоявшихся театральных постановок, высказывается о
прочитанных книгах. При всем том, почти в каждом письме содержатся, хоть и
весьма краткие, сведения о жизни и занятиях Анны Дмитриевны. Вот небольшие
выдержки из нескольких писем Сергея Радлова, полностью опубликованных в № 10 журнала
«Театр» за 1992 год.
С. Э. Радлов
4 июня 1947
…Внешне наша жизнь сейчас очень мало суетлива. Анна начала работать над интересным шекспировским
концертом, но сейчас это временно отложено из-за отъезда труппы, которая с
большим успехом играет «Русский вопрос», карасевский «Туман» и мн. др. В
соседнем лагере ставлю в самодеятельности чеховский «Юбилей» и вспоминаю, как
блестяще играла в 43-44 гг. Марчуткину Ляля Суйковская…
12 декабря 1947
Прочел «Бурю» Эренбурга и сейчас читаю «Падение Парижа». Кроме того,
массу пьес, включая великолепные «Глубокие корни». Анна же, кроме всего того,
изучает Вольтера (здесь в библиотеке прекрасное французское издание) и знакомит
меня с самыми увлекательными местами.
Вот и вся наша жизнь. Обнимаем Вас обоих оба…
Анна и Сергей Радловы среди артистов лагерного театра
9 марта 1948
Февраль – плохой для меня месяц! – принес мне много волнений, прежде
всего о здоровье Анны, у которой вновь очень повысилось кровяное давление. Все
же она удивительно бодра, и я черпаю в ее уме и талантливости неиссякаемую силу
энергии и жажды творить.
24 июня 1948
Пока … у нас нет ничего особенно нового, и время то ли ползет черепахой,
то ли несется птицей. Однообразие создает эту игру двойственного ощущения. Анна
Дмитриевна начала это лето хуже предыдущего, но теперь, чтобы не сглазить,
выправилась и чувствует себя прилично: даже довольно усердно занялась – не без
моей помощи – местной самодеятельностью…
28 января 1949
Беседуя с Вами – в нашей переписке, - мы с Анной постоянно делились
впечатлениями о том, как Вы интересно и самобытно думаете об искусстве и о
жизни. Вы пишите, что привыкли много читать и думать. Анна припоминает, что
Александр Блок в годы роковой своей болезни говорил ей: «Не могу больше ни
читать, ни думать», - так же соединены
эти два важнейших для настоящего человека занятия, как это делаете Вы.
26 февраля 1949
Милый Володя, вчера я похоронил Анну. Она скончалась 23 утром после
четверти часа мучений. То, что я продолжаю существовать, доказывает мне, что я
трус и подлец и что гнусный инстинкт самосохранения оказался сильнее логики,
разума, чувства долга и приличия… Я хочу сказать Вам только одно – что Ваши письма
доставляли Анне всегда большую радость и что Вы есть на свете, было для нее
всегда нежным утешением. За эти три года мы знали много минут счастья, и я на четвертом десятилетии нашего знакомства
еще более ее полюбил, еще более восхищался ее духовной красотой, благородством,
талантом, неповторимостью.
1 января 1950
1 января 1950
…Вот, дорогой Володя, не дожил я и до тридцатипятилетней свадьбы. Работой
глушу себя до опьянения… Сдал очень удачный концерт. Воспользовался тем, что у
меня в составе сильное меццо (оперная артистка) и поставил несколько сцен из
«Кармен», «как у больших», по-оперному. Часто думал, как бы наслаждалась Анна,
слушая талантливую певицу и даже наш скромный оркестр, исполняющий эту, ее любимую, гениальную музыку…
Комментариев нет:
Отправить комментарий