Обложка журнала № 18, 1887.
Помимо юмористических историй в рисунках – комиксов, на страницах журнала
«Сверчок» за 1887 и 1889 гг. под рубрикой «Галерея знаменитых современников»
выходила довольно любопытная серия шаржей.
Это шуточные изображения людей, хорошо известных образованной публике 80-х
годов XIX века. В галерею «Сверчка»
попадали как российские, так и мировые знаменитости, известные политики, общественные деятели, люди, чьи имена гремели
в мире науки и искусства. Среди них мы обнаруживаем тех, кого и сегодня хорошо знают и помнят. Например,
композитор, пианист, первый директор Московской консерватории Антон Григорьевич Рубинштейн (1829-1894).
А. Г. Рубинштейн
Выдающийся русский адвокат Федор Никифорович Плевако (1842-1909).
Ф. Н. Плевако
Автор многочисленных технических изобретений, в том числе - одного из наиболее успешных вариантов электрической лампы накаливания Томас Эдисон (1847-1931).
Т. Эдисон
Но
встречаются и личности менее узнаваемые или совершенно незнакомые большинству из нас. Кто, кроме узких специалистов историков - литературоведов, сегодня
сможет опознать в комично-воинственном рыцаре, вооруженном неким таинственным
жезлом, князя Владимира Петровича Мещерского (1839-1914), издателя консервативной
газеты «Гражданин», публициста и автора романов из великосветской жизни?
Кн. Мещерский
Вряд
ли что-либо говорит нам сегодня и имя синьора Криспи, чью фигуру на шарже
почти полностью закрывает огромная немецкая каска. Между тем, Франческо Криспи (1818 - 1901) — известнейший
итальянский политик и государственный деятель XIX века,
дважды на протяжении своей жизни возглавлявший кабинет министров Италии.
Синьор Криспи.
Именно он был активным сторонником сближения
Италии с Германией и Австро-Венгрией, уже объединившихся на момент публикации рисунка (май 1889) в военно-политическую коалицию - Тройственный союз.
«Колумбом
нашего времени» назвали авторы «Сверчка» путешественника и журналиста Генри Стэнли (1841 — 1904).
Колумб нашего времени - Генри Стенли.
И это определение, несмотря на шуточный подтекст, видимо, было вполне
заслуженным. В ходе африканских экспедиций Стэнли пересек Африку в экваториальной
полосе, исследовал два великих озера - Виктория и Танганьика, а также течение
реки Луалабы-Конго от ее верховья до устья. Его книга "Через неведомый материк"
(1878) переведена на многие европейские языки.
Читатели журнала «Сверчок», конечно, не нуждались в подробных
комментариях относительно людей, чьи изображения оказались в «Галерее знаменитых
современников». Глядя на них, читатель наверняка, замечал актуальные детали
и некие комические подробности рисунка, сегодня ускользающие от нашего внимания.
Обложка журнала № 16, 1889.
Наверняка
он должен был видеть и понимать, чуть больше, чем за давностью лет способны
понять мы. Но это обстоятельство отнюдь не умаляет как достоинства, так, возможно, и
недостатки представленных здесь рисунков. Ведь разглядывая их, мы невольно сближаемся с реалиями 80-х годов позапрошлого века, и та
эпоха уже не кажется невероятно далекой. Напротив, она совсем рядом.
(Продолжение следует).
Комментариев нет:
Отправить комментарий