Обложка журнала "Сверчок", № 32 1887 г. Автор рисунка - Н. П. Чехов.
С журналом "Сверчок" сотрудничало немало даровитых и известных русских художников. В конце
1887 г., издатели, обращаясь к своим читателям, сообщали им следующее: «Постоянно
возрастающий успех нашего журнала позволяет нам в будущем 1888 году,
значительно увеличить формат журнала, а следовательно и количество текста и
рисунков. Число наших постоянных сотрудников-артистов: Богданова, Порфирьева,
Чичагова, Левитана, Лебедева, Чехова, Шехтеля и др. обогатится еще новыми
силами». Под
наименованием «сотрудники-артисты» в то время подразумевались художники. Особое
место в их ряду принадлежало Николаю Павловичу Чехову (1858-1889), одному из братьев писателя Антона Павловича
Чехова.
Н. П. Чехов.
В широко
цитируемом письме к Николаю (с перечнем основных качеств воспитанного человека),
написанном в марте 1886 г., Антон Павлович дал вполне исчерпывающую
характеристику брата-художника: «Уверяю тебя, что, как брат и близкий к тебе
человек, я тебя понимаю и от всей души тебе сочувствую… Все твои хорошие
качества я знаю, как свои пять пальцев, ценю их и отношусь к ним с самым
глубоким уважением. Я, если хочешь, в доказательство того, что понимаю тебя,
могу даже перечислить эти качества.
Н. П. Чехов. Портрет Антона Чехова. 1884.
По-моему, ты добр до тряпичности, великодушен, не эгоист, поделяешься
последней копейкой, искренен; ты чужд
зависти и ненависти, простодушен, жалеешь людей и животных, нежаден,
незлопамятен, доверчив… Ты одарен свыше тем, чего нет у других: у тебя талант.
Этот талант ставит тебя выше миллионов людей, ибо на земле один художник
приходится только на 2 000 000… Недостаток же у тебя только один. В
нем и твоя ложная почва, и твое горе. И твой катар кишок. Это – твоя крайняя
невоспитанность». (Чехов А. П. Полное собр. соч. в 12 т. Т.11. М., 1956. - С.
82-83).
Рисунок Н. П. Чехова.
В отличие от братьев Александра и Антона, чьи рассказы печатались в том
же журнале, Николай подписывал свои работы настоящим именем, а не псевдонимом.
Эти рисунки, публиковавшиеся с авторскими подписями, легко обнаружить среди множества работ других художников.
Разворот журнала с рисунками Н.П. Чехова.
Рисунки Николая Чехова, хотя и
неравноценны по мастерству исполнения, отличаются безусловной самобытностью, тщательной
проработкой деталей, умением выделить наиболее характерные черты персонажа.
Обложка журнала № 50, 1887 г. Автор рисунка - Н. П. Чехов.
Подпись Н. П. Чехова под рисунком на обложке журнала № 50, 1887 г.
Высоко ценивший дарование брата,
Антон Павлович после смерти Николая задумывался о том, чтобы увековечить его
память, собрав воедино все рисунки художника. В письме к сестре Марии он
делился такими планами: «В «Сверчке» за 1883 г. Много превосходных рисунков
Николая. Вот если бы поискать у букинистов под Сухаревой и купить! Я решил
собрать все рисунки Николая, сделать альбом и послать в Таганрогскую библиотеку
с приказом хранить. Есть такие рисунки. Что даже не верится, как это мы до сих
пор не позаботились собрать их.» (Чехов А. П. Полное собр. соч. в 12 т. Т.
12. Из письма М. П. Чеховой 29.03.1899.
С. 320).
Обложка журнала № 34, 1887 г. Автор рисунка - Н. П. Чехов.
Работа
по собиранию художественного наследия Н. П. Чехова велась долгие годы многими
исследователями его творчества. В 2008 г. увидела свет уникальная книга Александра Николаевича
Подорольского «Художник Николай Чехов». Это альбом избранных произведений Н.П.
Чехова и иллюстрированный каталог работ художника, впервые и в полном объеме
представляющие его творчество.
Рисунок Н. П. Чехова.
Рисунки Н. П. Чехова, сделанные им для журнала «Сверчок», безусловно,
являются неотъемлемой частью творческого наследия художника, представляя его в
качестве замечательного мастера художественной иллюстрации.
Продолжение следует.
Комментариев нет:
Отправить комментарий