понедельник, 22 февраля 2016 г.

По страницам журнала "СВЕРЧОК". ШАРЖИ.



                                                   Обложка журнала № 18, 1887.

Помимо юмористических историй в рисунках – комиксов, на страницах журнала «Сверчок» за 1887 и 1889 гг. под рубрикой «Галерея знаменитых современников» выходила довольно любопытная серия шаржей.

Это шуточные изображения людей,  хорошо известных образованной публике 80-х годов XIX века. В галерею «Сверчка» попадали как российские, так и мировые знаменитости, известные политики,  общественные деятели, люди, чьи имена гремели в мире  науки и искусства. Среди них мы обнаруживаем тех, кого и сегодня хорошо знают и помнят. Например, композитор, пианист, первый директор Московской консерватории Антон Григорьевич Рубинштейн (1829-1894).

            А. Г. Рубинштейн


Выдающийся русский адвокат Федор Никифорович Плевако (1842-1909).  

                                                             Ф. Н. Плевако


Автор многочисленных технических изобретений, в том числе -  одного из наиболее успешных вариантов электрической лампы накаливания Томас Эдисон (1847-1931).


                                                                      Т. Эдисон

Но встречаются и личности менее узнаваемые или совершенно незнакомые большинству из нас.  Кто, кроме узких специалистов историков - литературоведов, сегодня сможет опознать в комично-воинственном рыцаре, вооруженном неким таинственным жезлом, князя Владимира Петровича Мещерского (1839-1914), издателя консервативной газеты «Гражданин», публициста и автора романов из великосветской жизни?

 
                                                             Кн. Мещерский


Вряд ли что-либо говорит нам сегодня и имя синьора Криспи, чью фигуру на шарже почти полностью закрывает огромная немецкая каска.   Между тем, Франческо Криспи (1818 - 1901) — известнейший итальянский политик и государственный деятель XIX века, дважды на протяжении своей жизни возглавлявший кабинет министров Италии. 

                       Синьор Криспи.               

Именно он был активным сторонником сближения Италии с Германией и Австро-Венгрией, уже объединившихся на момент публикации рисунка (май 1889) в военно-политическую коалицию - Тройственный союз.

«Колумбом нашего времени» назвали авторы «Сверчка»  путешественника  и журналиста Генри Стэнли  (1841 — 1904).

                                              Колумб нашего времени - Генри Стенли.

И это определение, несмотря на шуточный подтекст, видимо, было вполне заслуженным. В ходе африканских экспедиций Стэнли пересек Африку в экваториальной полосе, исследовал два великих озера - Виктория и Танганьика, а также течение реки Луалабы-Конго от ее верховья до устья.  Его книга "Через неведомый материк" (1878) переведена на многие европейские языки.
 
Читатели журнала «Сверчок», конечно, не нуждались в подробных комментариях относительно людей, чьи изображения оказались в «Галерее знаменитых современников». Глядя на них, читатель наверняка, замечал актуальные детали и некие комические подробности рисунка, сегодня ускользающие от нашего внимания.


                                                Обложка журнала № 16, 1889.

Наверняка он должен был видеть и понимать, чуть больше, чем за давностью лет способны понять мы. Но это обстоятельство отнюдь не умаляет как достоинства, так, возможно, и  недостатки представленных здесь рисунков. Ведь разглядывая их,  мы невольно сближаемся с  реалиями 80-х годов позапрошлого века, и та эпоха уже не кажется невероятно далекой. Напротив, она совсем рядом. 

                                                (Продолжение следует).
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий