воскресенье, 29 апреля 2018 г.

Юрий Баранов: дневники, письма, стихотворения 1936 - 1942 гг.

(Продолжение, начало -  пост от 17.04.2018)

Из дневника Юрия Баранова:

20 марта 1940 года

Очень волновался. Сегодня в 8 часов вечера меня принимают в Ярославское литобъединение. За 15 минут до восьми я уже был в редакции "Северного рабочего" на Советской площади. Еще никого не было. Потом пришел старый матрос Магдалинский - герой Цусимского боя. Постепенно собирается бюро литобъединения. Многих я знаю. Вот писатели Хардин, Кузнецов, Смирнов - председатель бюро поэт Кузьмин. Первым вопросом ставят прием в члены. Смирнов читает мою автобиографию и заявление. Просят что-нибудь прочитать. Я начал с "Буя"...




Когда кончил, попросили еще что-нибудь. В это время вошел Лисянский и сел сбоку. Я стал читать "Ингермапландию". Когда кончил и это, кто-то попросил прочесть "Ярославль". Лисянский считает "Ярославль" слабым стихотворением. Прочитал.
- Это лучше, чем у Сергеева, - сказал кто-то.
Началось обсуждение. Меня еще попросили прочесть что-нибудь. Я прочитал "Рыболова". Это коротенькое стихотворение вызвало улыбки. Потом стали задавать вопросы. Вопросы все больше касались отца.
Приняли единогласно. Магдалинского тоже приняли. 
На улице была весна. Около дверей магазинов толпились люди. Автомобили чертили фарами снег. Как будильники, дребезжали трамваи. Мне казалось, что я завоевал Ярославль.

2 ноября 1940 года

27 и 28-го октября проходило областное собрание писателей. Это были два удивительных дня! Я познакомился лично со многими писателями из разных городов и сел области.

Содоклад о поэзии (а также прозе и драматургии) делал наш Пархоменко - доцент литфака. Он очень подробно остановился на моих стихах и даже цитировал полностью "После каникул". 
Обедали, ужинали, завтракали в ресторане "Бристоль" бесплатно. Черт возьми, какие мы брали обеды! Я ни разу так не ел раньше. Во второй день выступил на литературном вечере...

                                     Стихотворение Юрия Баранова

Из письма Юрия Баранова школьному другу Павлину Сулоеву:

Удивительно, какие разные типы и направления уживаются в нашей небольшой литорганизации. Как много тут своеобразного!
Вот мой друг Марк Лисянский - поэт с порядочным опытом работы над стихами. Мне нравится в его стихах жизнеутверждающая сила и честность...
Книжечка его стихов "Берег" с автографом лежит у меня в чемодане...
Вот полная противоположность Лисянскому - рыбинский поэт Рапов. Это, так сказать, наш классик. Он на совещании против Лисянского. Прежде всего, он принципиальный враг глагольных рифм. Он не признает ассонансов, считает, что рифмы должны быть точными и полными. Размер - классически ясным.
Этот Рапов пишет цикл стихов, который он назвал "Край света". В этом цикле он хочет показать извечное стремление человечества вперед - к прогрессу, на "край света", чтобы, не найдя этого края, двигаться дальше. Начинает он от времен ледниковых, с первобытных людей, и кончает фантазиями о будущем. Чтобы дать тебе пример его стиха, привожу строки из "ледниковых":

Вглядись в эти мглистые дали,
В зеленое небо зимы...
Ты помнишь - вон там увидали
Лохматого мамонта мы.
Пришлось нам укрыться с тобою
За грудой омшелых камней,
Когда он прошел к водопою
Тяжелой походкой своей.
Спустился он, льды были талы.
И помнишь, случилась беда:
Под ним разлетелись кристаллы
Трухлявого старого льда.
В холодные волны потока,
Рожденного тающим льдом,
Гигант, провалившись глубоко,
На лед выбирался с трудом...

и т. д. очень длинно.
Чувствуется в этом поэте сильное влияние Брюсова...

Источник:
Баранов Ю. Голубой разлив: дневники, письма, стиховорения. 1936 - 1942 гг. - Ярославль, 1988. - С. 59 - 63.


Комментариев нет:

Отправить комментарий