воскресенье, 6 марта 2016 г.

По страницам журнала "Сверчок". Николай Чехов.

                   Обложка журнала "Сверчок", № 32 1887 г. Автор рисунка - Н. П. Чехов.

С журналом "Сверчок" сотрудничало немало даровитых и известных русских художников. В конце 1887 г., издатели, обращаясь к своим читателям, сообщали им следующее: «Постоянно возрастающий успех нашего журнала позволяет нам в будущем 1888 году, значительно увеличить формат журнала, а следовательно и количество текста и рисунков. Число наших постоянных сотрудников-артистов: Богданова, Порфирьева, Чичагова, Левитана, Лебедева, Чехова, Шехтеля и др. обогатится еще новыми силами». Под наименованием «сотрудники-артисты» в то время подразумевались художники. Особое место  в их ряду принадлежало Николаю Павловичу Чехову (1858-1889), одному из братьев писателя Антона Павловича Чехова.

                                                                             Н. П. Чехов.

В широко цитируемом письме к Николаю (с перечнем основных качеств воспитанного человека), написанном в марте 1886 г., Антон Павлович дал вполне исчерпывающую характеристику брата-художника: «Уверяю тебя, что, как брат и близкий к тебе человек, я тебя понимаю и от всей души тебе сочувствую… Все твои хорошие качества я знаю, как свои пять пальцев, ценю их и отношусь к ним с самым глубоким уважением. Я, если хочешь, в доказательство того, что понимаю тебя, могу даже перечислить эти качества.

                                                Н. П. Чехов. Портрет Антона Чехова. 1884.

По-моему, ты добр до тряпичности, великодушен, не эгоист, поделяешься последней копейкой, искренен;  ты чужд зависти и ненависти, простодушен, жалеешь людей и животных, нежаден, незлопамятен, доверчив… Ты одарен свыше тем, чего нет у других: у тебя талант. Этот талант ставит тебя выше миллионов людей, ибо на земле один художник приходится только на 2 000 000… Недостаток же у тебя только один. В нем и твоя ложная почва, и твое горе. И твой катар кишок. Это – твоя крайняя невоспитанность». (Чехов А. П. Полное собр. соч. в 12 т. Т.11. М., 1956. - С. 82-83). 

                                                         Рисунок Н. П. Чехова.

В отличие от братьев Александра и Антона, чьи рассказы печатались в том же журнале, Николай подписывал свои работы настоящим именем, а не псевдонимом. Эти рисунки, публиковавшиеся с авторскими подписями, легко обнаружить среди множества работ других художников.


         Разворот журнала с рисунками Н.П. Чехова.

Рисунки Николая Чехова, хотя и неравноценны по мастерству исполнения, отличаются безусловной самобытностью, тщательной проработкой деталей, умением выделить наиболее характерные черты персонажа.




                                 Обложка журнала № 50,  1887 г. Автор рисунка - Н. П. Чехов.

                                                Подпись Н. П. Чехова под рисунком на обложке журнала № 50, 1887 г.
 
Высоко ценивший дарование брата, Антон Павлович после смерти Николая задумывался о том, чтобы увековечить его память, собрав воедино все рисунки художника. В письме к сестре Марии он делился такими планами: «В «Сверчке» за 1883 г. Много превосходных рисунков Николая. Вот если бы поискать у букинистов под Сухаревой и купить! Я решил собрать все рисунки Николая, сделать альбом и послать в Таганрогскую библиотеку с приказом хранить. Есть такие рисунки. Что даже не верится, как это мы до сих пор не позаботились собрать их.» (Чехов А. П. Полное собр. соч. в 12 т. Т. 12.  Из письма М. П. Чеховой 29.03.1899. С. 320).

                              Обложка журнала № 34, 1887 г. Автор рисунка - Н. П. Чехов. 


Работа по собиранию художественного наследия Н. П. Чехова велась долгие годы многими исследователями его творчества. В 2008 г. увидела свет  уникальная книга Александра Николаевича Подорольского «Художник Николай Чехов». Это альбом избранных произведений Н.П. Чехова и иллюстрированный каталог работ художника, впервые и в полном объеме представляющие его творчество. 

                                                               Рисунок Н. П. Чехова.

Рисунки Н. П. Чехова, сделанные им для журнала «Сверчок», безусловно, являются неотъемлемой частью творческого наследия художника, представляя его в качестве замечательного мастера художественной иллюстрации.

                                              Продолжение следует.



Комментариев нет:

Отправить комментарий