воскресенье, 22 октября 2017 г.

Ежемесячник для любителей искусства и старины "Старые годы" - Русские усадьбы.

Продолжаем публикацию фрагментов статьи барона Н. Н. Врангеля "Помещичья Россия", которая была напечатана в ежемесячнике "Старые годы" июль-сентябрь 1910 г.


   Убранство комнат и любимые предметы

От прежних домов старосветских помещиков до сих пор веет теплым уютом и благодушием. Высокие колонные залы в два света, приветливые "диванные", помещичьи кабинеты с коллекциями древнего оружия и бесконечным рядом трубок, низенькие приземистые антресоли "для детей" и гувернеров, тесные людские и обширные псарни, все это, жившее еще накануне, теперь кажется далеким миром какой-то совсем другой страны.



Кажутся стародавними бисерные вышивки терпеливых бабушек или крепостных девок, диваны и ширмы с турками в чалмах, костяные чесалки от блох, "блошницы", часы, играющие "Коль славен". И часто в теплых, как-то особенно мило хлебом и вареньем пахнущих старых комнатах нам мнится  все это дорогим и вновь желанным. Трудно порой разобраться в том, что подлинно красивого, "вечного" в этом ушедшем быте, что только хорошо, потому что безвозвратно ушло... 

                                  Часы времен Империи.  Петровское под Москвою. 
        Собств. кн. А. М. Голицына.

И если вместе с этой интимной поэзией в помещичьей жизни прошлого встречаются создания подлинного искусства, то тем более вдвойне дороги и нужны они нам. А следы высокой культуры екатерининского века и "дней александровых прекрасного начала" все еще сохранились, несмотря на страшную разруху помещичьих усадеб. То в виде целых архитектурных построений комнат, то в живописно-декоративных украшениях, то в старинных картинах иностранных и русских мастеров, в бронзе, мебели и фарфоре сказывается изысканный вкус и толковое понимание красоты, которое в России было еще сравнительно так недавно.

                    Белый зал. Никольское под Москвою. Собств. кн. А. Н. Голицыной. 

Картин в русских усадьбах теперь... сравнительно мало. От старых времен допетровского времени, естественно, что ничего не осталось; во-первых, пожары, съедавшие все усадьбы, во-вторых, то странное отношение, которое было ко всему достоянию предков.

...Что же касается до картин европейских школ, мода на которые вошла со времен Петра Великого, то такого рода собрания зачастую составлялись без всяких знаний и случайно. Самодуры-помещики, зараженные примером Двора и близких к нему лиц, покупали без разбора по совету ловких комиссионеров иностранцев часто оптом, целые галереи. Конечно, были знатоки, подобные И. И. Шувалову, гр. А. С. Строганову, А. Н. Оленину, А. Р. Томилову, собравшие чудесные коллекции, но большинство картин в русских усадьбах посредственны или плохи.

                     Зеленая комната. Никольское под Москвою. Собств. кн. А. Н. Голицыной.

...Мне довелось видеть галерею Кисловских и князей Оболенских в Тульской губернии, галерею, где все картины были каталогизированы, как произведения великих мастеров. Эти двести картин оказались, за редкими исключениями, посредственными оригиналами безымянных художников, плохими копиями и подражаниями крепостных.

Е.П. Глебова-Стрешнева. Эмаль русской школы XVIII в. Диван времен Людовика XV.Покровское-Стрешнево под Москвою. Собств. кн. Е. Ф. Шаховской-Глебовой-Стрешневой.

Вообще, как мне кажется, сильно преувеличено мнение об огромном количестве старинных картин, находящихся в России. В русских имениях, за редкими исключениями, все - посредственные копии или работы третьестепенных мастеров. Почти все лучшее либо вывезено в Москву и Петербург, либо, еще чаще, продано заграничным скупщикам, которые со времен освобождения крестьян и оскудения помещиков партиями вывозили русские сокровища в Европу. Грустно и больно теперь за ушедшие так нелепо богатства, грустно и мало надежды на то, что кто-либо из современных помещиков станет тем меценатом, какие бывали у нас прежде. И еще грустнее, что все это было почти вчера, назад менее чем полвека.


Комментариев нет:

Отправить комментарий