вторник, 14 ноября 2017 г.

Ежемесячник для любителей искусства и старины "Старые годы" - Русские усадьбы.

Н. Н. Врангель. "Помещичья Россия" / ежемесячник "Старые годы" июль-сентябрь 1910 г. (продолжение):


В старой России были моменты, в которые русские люди сумели при помощи своих и чужих рук создать искусство, почти равное западному. Правда, этого нельзя сказать про общий уровень помещичьей России, но все же встречались исключения, которых теперь нет. И даже скептические иностранцы, называвшие в XVII веке и называющие теперь русских варварами, в XVIII столетии единогласно признавали умение этих дикарей до обмана притворятся культурными. Эта игра в европейцев была так хороша, что даже с теперешним историческим оглядом она кажется нам почти действительной жизнью, а не бутафорской постановкою. Но и там, где видишь это "театральное действо", - любишь и ценишь его за его подлинную талантливость и самобытную красоту.


                    Белый зал. Никольское под Москвою. Собств. кн. А. Н. Голицыной.

В устройстве помещичьих домов наиболее ярко выявились вкусы и мечты их обитателей. Действительно, эти дома, хотя и не имевшие исторических традиций, очень скоро становились родовыми гнездами, обживались и приобретали ласковый уют. Многие помещики,  дабы не нарушать своего спокойного созерцания любимых предметов, строили почти одинаковые жилища, как в деревне, так и в городе. "У одного графа Толстого, - пишет Благово, -  было два совершенно одинаковых дома: один в Москве, другой в деревне. Оба были отделаны совершенно одним манером: обои, мебель, словом, все как в одном, так и в другом. Это для того, чтобы при переезде из Москвы в деревню не чувствовать никакой перемены".

                                  Вид дома. Люблино под Москвою. Собств. Н. К. Голофеева.

Эта любовь к привычной обстановке, а с другой стороны тщеславие заставляли почти всех богатых людей строить в глуши своих деревень дома-дворцы, ничем не уступавшие городским. Огромный штат крепостных мастеров, руководимых иностранными художниками, позволял русским меценатам-самодурам воздвигать в деревне грандиозные сооружения. Так было не только возле обеих столиц, но и в глухой провинции...

        Вид села  Дозновичи, принадлежавшего гр. Завадовскому. Акварель А. Кунавина.

В царствование Николая Павловича пользовались известностью еще пригородные дачи: Рябово, дача графини Самойловой близ Павловска - постройка архитектора А. П. Брюллова, Осиновая Роща - графа Левашова. Но не только у Петербурга были великолепны пригородные имения. "Век Екатерины пышный, роскошный... оставил вокруг Москвы множество следов богатой аристократии ея времени. Невозможно исчислить всех так называемых подмосковных сел, достойных внимания".
          
Не говоря уже об Архангельском, Кускове и Останкине под Москвой всю первую половину XIX века еще была в расцвете помещичья жизнь. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий