среда, 22 ноября 2017 г.

Краеведческие заметки. "Первый некрасовед"

Б. Челышев. Первый некрасовед. // "Юность" - 4 мая 1982 г.


Шел 1904 год. Студенты-выпускники Петербургского университета горячо обсуждали темы дипломных сочинений. На этот раз споры были особенно ожесточенными. Дело в том, что один из студентов решил писать работу о Некрасове. Многие были в недоумении, прочили полный провал смельчаку, решившемуся писать о поэте, который даже не упоминался в лекциях профессоров изящной словесности. Студент же твердо стоял на своем.


Этот эпизод для В. Е. Евгеньева-Максимова  не был началом в изучении жизни и творчества любимого поэта. В автобиографии он пишет: "Отец, сельский учитель в одной из захолустных деревень Курской губернии, в маленьком деревянном домике при свете керосиновой лампы частенько читал нам Некрасова, и голос его нередко взволнованно обрывался".

                                                  В. Е. Евгеньев-Максимов

Более 40 лет собирал и изучал Евгеньев-Максимов наследие поэта: в архивах и музеях разыскивал рукописи Некрасова, его письма, запрещенные цензурой, произведения, записывал воспоминания о нем. Он принимал участие в организации музеев поэта, в ежегодных Некрасовских чтениях. Им написано более двадцати книг, 200 газетных, журнальных статей о революционных демократах.

Даже в последние свои дни, тяжело болея, он не оставлял работы. Написав и издав три тома большой монографии о Некрасове, Евгеньев-Максимов работал над последним, четвертым...


Несколько лет назад, работая в Ярославском архиве, я встретил одно нигде не опубликованное письмо исследователя, адресованное К. Ф. Некрасову. Написано оно в 1913 году.

"У меня, - обращался к племяннику поэта автор письма, - единственная мечта: осветить тень Некрасова светом объективного научного исследования. Но для этого нужны материалы. Те архивы, которыми я до сих пор пользовался, уже истощились. Главная моя надежда на Карабиху. Крепко верю, что с Вашей помощью мне удастся получить в нее доступ. Верьте, многоуважаемый Константин Федорович, что мною руководит не литературное тщеславие... Изучение Некрасова - дело моей жизни. Эта работа приносит мне огромное нравственное удовлетворение, более того, нравственно возвышает меня..."

Комментариев нет:

Отправить комментарий